Просмотр статьи


Номер журнала: 2021.1

Заголовок статьи: Концептуальный подход к оценке потенциала развития вуза

Резюме

В статье изложено обоснование целесообразности определения будущего состояния вуза на основе оценки потенциала его развития с учетом привлечения трансформирующихся потенциалов объектов внешней среды вуза. В результате проведенного исследования выявлены системообразующие взаимодействия рынка образовательных услуг с государством и другими рынками, определены факторы внутренней и внешней макро- и микросреды, влияющих на эффективность деятельности вуза; описана зависимость целевого состояния вуза от параметров входных и выходных величин субъектов внешней макро- и микросреды; построена схема использования вузом потенциалов объектов рынка образовательных услуг и субъектов внешней среды; выработан концептуальный подход к самоуправлению вуза на основе оценки потенциала его развития.

Авторы

Т. В. Петрова, Т. В. Бобко

Библиография

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 10.07.2020).
2. Цыренов Д. Д. Систематизация общенаучных подходов к исследованию потенциала ре-гиональной экономики // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 178–186.
3. Чепелева Н. Н. Исследование подходов к оценке потенциала экономических систем // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2009. № 4(14). С. 80–85.
4. Шешукова Т. Г., Колесень Е. В. Совершенствование методики анализа экономического потенциала хозяйствующего субъекта: монография. Пермь, 2013. 196 с.
5. Афоничкин А. И., Колесник Е. Н. Моделирование и оценка маркетингового потенциала предприятия // Вестник Волж. унив. им. В. Н. Татищева. 2012. № 3 (26). С. 6–14.
6. Прижигалинская Т. Н., Терновский Д. С., Пьянкова М. Г. Методика количественной оценки потенциала развития организации с позиций ресурсно-затратного и результа-тивного подходов // Вестник Белг. унив. кооп., экономики и права. 2016. № 1 (57). С. 9–15.
7. Паспорт национального проекта «Образование» - URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 18.06.2020).
8. Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегиче-ского развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на пе-риод до 2024 года». URL: http://government.ru/projects/selection/741/35675/ (дата обращения: 25.06.2020).
9. Бобко Т. В., Петрова Т. В., Дубовик Ю. В. Трансформация образовательной деятельности в рамках национальных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2020. № 2. С. 159–169.
10. Milen A. An Overview of Existing Knowledge and Good Practice. Department of Health Service Provision, World Health Organization, Geneva; 2001. URL: http://www.unescobkk.org/
fileadmin/user_upload/aims/capacity_building.pdf.
11. Hudson M. Managing at the Leading Edge: new Challenges in Managing Nonprofit Organiza-tions. Jossey-Bass, San Francisco, CA, 2005.
12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 05.07.2020).
13. Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей монито-ринга системы образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160167/ (дата обращения: 05.07.2020).
14. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организа-ций высшего образования. URL: http://minobr.orb.ru/profobr/2013-637-f2.pdf (дата обращения: 15.06.2020).
15. Бобко Т. В., Петрова Т. В. Анализ факторов, влияющих на достижение пороговых пока-зателей мониторинга эффективности отраслевых вузов // Вестник Сибирского государ-ственного индустриального университета. 2016. № 17. С. 72–78.
16. Методология рейтинга вузов России – Проект 5-100. URL: https://5top100.ru/upload/iblock/0b6/Metodologiya-reytinga-vuzov-Rossii-_-Ekspert-RA.pdf (дата обращения: 20.06.2020).
17. Рябчук П. Г., Гнатышина Е. В., Евплова Е. В., Рябинина Е. В. Проблемные вопросы вы-работки универсального алгоритма оценки потенциала гуманитарно-педагогических вузов // Социум и власть. 2017. № 4 (66). С. 49–54.
18. Медушевский Н. А. Сравнительный анализ потенциала регионов Дальневосточного Фе-дерального округа и оценка возможностей региональной системы высшего образования для инновационного развития территории // Вестник международных организаций: об-разование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8, № 1. С. 115–136.
19. Барсуков И. Е., Тырина Т. Г. Оценка совокупного потенциала вузов регионального под-чинения Московской области // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2,
№ 1. С. 72–83.
20. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 20. 428 с.
21. Bobko T. V., Petrova T. V. A study of the systemic relationships of staff turnover in educational institutions with the development of intellectual capital in the regions // Proc. International Con-ference «Process Management and Scientific Developments» Birmingham, UK, 2020. P. 27.
22. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377 (ред. от 31.03.2020) «Об утвер-ждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322380/ (дата обращения: 18.06.2020).
23. Фрайс В. Э. Рейтинговый потенциал университетов как движущий аспект эффективно-сти их финансирования // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгал-терский учет. 2019. № 10. С. 12–20.
24. Отчет о реализации проекта НИ ТГУ «Поиск и привлечение абитуриентов с высоким потенциалом через социальную сеть», Томск, 2019. URL: https://innovector.tsu.ru/initiatives/page/1515/ (дата обращения: 18.06.2020).
25. Череповецкий государственный университет – опорный вуз Вологодской области.
URL: https://www.chsu.ru/novosti-sotrudnicestva (дата обращения: 08.07.2020).
26. Конина О. В., Натенадзе Э. Д. Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование интрапренерской культуры вуза. // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, № 3.
27. Килинкаров В. В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России // Вестн. Санкт-Петербургского унив. Право. 2019. № 10 (2). С. 210–225.
28. Потенциал выпускников вузов, способность сотрудников к креативу, обязанности управленцев, эффективность sales-менеджеров: как измерить // Директор по персоналу. 2018.
№ 5. URL: https://e.hr-director.ru/645503 (дата обращения: 15.06.2020).
29. Казанцева Г. Г., Петрова Т. В., Рябцева Л. В., Заречнева И. М., Бобко Т. В., Затепякин О.А. Согласование спроса и предложения на рынке труда выпускников вуза // Фундаментальные исследования. 2017. № 7. С. 131–135.
30. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2018/
04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

Ключевые слова

вуз, концептуальный подход, потенциал развития, системообразующие связи, макросреда, эффективность деятельности, оценка будущего состояния организации

Скачать полный текст