Preview

Вестник СибГУТИ

Расширенный поиск

Кадровое обеспечение образовательных программ в области информационной безопасности: проблемы проектирования и развития

https://doi.org/10.55648/1998-6920-2022-16-3-84-100

Аннотация

Развитие информационных технологий и возрастание цивилизационных рисков и угроз актуализируют вопросы информационной безопасности. Резко возрастает потребность в специалистах в области информационной безопасности. Это требует решения целого ряда управленческих, организационных, содержательных вопросов, связанных с организацией и реализацией образовательных программ по информационной безопасности, в том числе вопросов кадрового обеспечения. В таких условиях развитие кадрового потенциала преподавательского состава, формирование необходимых актуальных знаний и компетенций преподавателей для качественной подготовки будущих специалистов становятся актуальными и востребованными. Массовая переподготовка преподавателей становится важней задачей в обеспечении цифровой экономики специалистами по информационной безопасности. Методологической основой исследования приняты положения социологии образования, отражающие проблемы соответствия потребностей в кадрах для цифровой экономики, импортозамещения и национальной безопасности, количества и качества подготовки специалистов в образовательных организациях высшего профессионального образования. Цель исследования – выявить запросы работодателей на компетенции специалистов по информационной безопасности для формирования профессиональных образовательных программ и запросы преподавателей, занятых в подготовке специалистов по информационной безопасности, на актуальные знания, умения, навыки, наличие которых обеспечит инновационность в подготовке молодых специалистов. Гипотеза исследования: существует рассогласованность запросов со стороны субъектов внешней среды, прежде всего работодателей, и возможностей образовательной системы; существует острая необходимость наращивания кадрового потенциала преподавателей, занятых в подготовке специалистов в сфере информационной безопасности. Причины такого рассогласования связаны с (1) динамичным развитием технологий, появлением и нарастанием киберугроз и киберинцидентов, (2) наличием объективных проблем в развитии кадрового потенциала образовательных организаций (низкая доля молодых кадров, недостаточное взаимодействие образовательных организаций с производственными и научными центрами, недостаточная научная и образовательная мобильность научно-педагогических работников при повышении квалификации).

Запросы работодателей и преподавателей выявлены на основе проведенного авторами эмпирического исследования (осень 2021 г.). В социологическом исследовании, проведенном в форме анкетирования, приняли участие 103 преподавателя и 109 сотрудников предприятий, выполняющих функции по обеспечению информационной безопасности организаций и предприятий (преимущественно СФО). Результаты: выявлены запросы работодателей и преподавателей на актуальные для специалиста по информационной безопасности знания, умения навыки, актуальные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Практическая значимость результатов состоит в том, что исследование позволило выявить проблемы проектирования и дизайна образовательных программ по информационной безопасности, сформулировать рекомендации к проектированию.

Об авторах

Н. Л. Микиденко
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Микиденко Наталья Леонидовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-коммуникативных технологий.

630102, Новосибирск, ул. Кирова, 86.

Тел. (383) 2-693-929



С. П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Сторожева Светлана Петровна - кандидат культурологии, доцент кафедры социально-коммуникативных технологий.

630102, Новосибирск, ул. Кирова, 86.



Е. Г. Струкова
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Струкова Елена Геннадьевна - начальник управления маркетинга и развития образования.

630102, Новосибирск, ул. Кирова, 86.



Список литературы

1. Подведены итоги Пленума регионального отделения ФУМО по информационной безопасности. Режим доступа: https://sibsutis.ru/news/3701575/.

2. Зива С. В., Захаров Д. И. Принципы построения и опыт реализации учебного курса «Прикладные вопросы информационной безопасности» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16, № 4. С. 980–989. DOI:10.25559/SITITO.16.202004.980-989.

3. Сухомлин В. А., Белякова О. С., Климина А. С., Полянская М. С., Русанов А. А. Модель цифровых навыков кибербезопасности 2020 // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. № 16 (3). С. 695–710. DOI:10.25559/SITITO.16.202003.695-710.

4. Авдеева Е. С., Миронова В. В. Формирование групп стратегических профессий как один из инструментов достижения стратегической конкурентоспособности предприятий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, № 2(23). С. 148–160.

5. Цацкина Е. П., Ляхова Е. Г., Мороз Н. Ю. О лингвистической подготовке кадров по информационной безопасности на этапе перехода к цифровой экономике // Обзор педагогических исследований. 2021. № 3 (6). С. 162–167.

6. Сухомлин В. А., Белякова О. С., Климина А. С., Полянская М. С., Зубарева Е. В., Якушин А. В. Архитектура и принципы разработки куррикулума для дисциплины «Кибербезопасность» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. № 16(4). С. 927–939.

7. Дрожжинов В. И. SFIA-система профессиональных стандартов в сфере ИТ эпохи цифровой экономики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. № 13 (1). С. 132–143.

8. Цветкова О. Н. Информационная безопасность в условиях цифровой экономики в России // Самоуправление. 2021. № 5 (127). С. 440–443.

9. Малюк А. А., Полянская О. Ю. Комментарии к Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. М.: Горячая линия – Телеком, 2018. 102 с. ISBN 978-5-9912-0711-9.

10. Малюк А. А., Полянская О. Ю. Этика в сфере информационных технологий // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 4 (65). С. 72–77.

11. Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / под ред. В.И. Бакштановского; составители А. Ю. Согомонов, М. В. Богданова. Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. 246 с.

12. Olifirov A. V., Makoveichuk K. A., Petrenko S. A. Improving the courses of educational programs on information security smart grid // CEUR Workshop Proceedings: 4, Yalta, Crimea, 16–21 Sept. 2019, Yalta, Crimea, 2021. P. 340–350.

13. Малюк А. А., Малюк З. П. Актуальные вопросы создания системы массового обучения культуре информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2021. № 28 (4). С. 6–21. DOI 10.26583/bit.2021.4.01.

14. Бушуев А. Л., Деревцова И. В., Мальцева Ю. А., Терентьева В. Д. Роль информационной безопасности в условиях цифровой экономики // Baikal Research Journal. 2020. № 11 (1). С. 6. DOI:10.17150/2411-6262.20.11(1).6.

15. Пилипенко В. В., Кузнецова М. А. Анализ российского рынка информационной безопасности в контексте развития цифровой экономики // Инновационная экономика. 2019. № 3 (20). С. 4–12.

16. Антонова Н. Л., Бабикова И. И. Информационная безопасность в условиях цифровой экономики // Заметки ученого. 2020. № 13. С. 111–117.

17. Струкова Е. Г., Микиденко Н. Л, Сторожева С. П. Взаимодействие с работодателем как инструмент формирования образовательной программы // Информационная безопасность цифровой экономики: Материалы XVII научно-теоретической конференции VIII Пленума регионального отделения Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 10.00.00 «Информационная безопасность» по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам (СибРОУМО), Новосибирск, 13–15 октября 2021 года. Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2021. С. 78–94.

18. Кибербезопасность: защита информации как драйвер роста бизнеса // Сайт: Мегафон (megafon.ru). URL: Кибербезопасность: защита информации как драйвер роста бизнеса (megafon.ru) (дата обращения: 28.08.2022).

19. В Хабаровске проходит форум информационной безопасности «Сибирь – Дальний Восток-2022» 30.06.2022 // Сайт: Министерство образования и науки Хабаровского края. URL: https://minobr.khabkrai.ru/events/Novosti/3606 (дата обращения: 28.08.2022).

20. Батанов А., Брылякова М. От цифровизации – к аккредитационной революции. Репортаж с парламентских слушаний в Комитете Госдумы РФ по образованию и науке. Апрель. 2022 // Сайт: Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/new/publications/273 (дата обращения: 28.08.2022).

21. Аналитический доклад «Уроки стресс-теста: российские вузы в условиях пандемии и после нее». Июнь, 2020. URL: 003_Доклад.pdf (yandex.ru)(дата обращения: 28.08.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Микиденко Н.Л., Сторожева С.П., Струкова Е.Г. Кадровое обеспечение образовательных программ в области информационной безопасности: проблемы проектирования и развития. Вестник СибГУТИ. 2022;(3):84-100. https://doi.org/10.55648/1998-6920-2022-16-3-84-100

For citation:


Mikidenko N.L., Storozheva S.P., Strukova E.G. Staff assistance of educational programs in the sphere of information security: design and development problems. The Herald of the Siberian State University of Telecommunications and Information Science. 2022;(3):84-100. (In Russ.) https://doi.org/10.55648/1998-6920-2022-16-3-84-100

Просмотров: 3515


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-6920 (Print)