Preview

The Herald of the Siberian State University of Telecommunications and Information Science

Advanced search

Conceptual approach to assessing the development potential of a university

https://doi.org/10.55648/1998-6920-2021-15-1-60-77

Abstract

The article presents the rationale for determining the future state of the university based on the assessment of the development potential taking into account the involvement of the objects transforming potentials of the university external environment. As a result of the study, the systemic interactions of the market of educational services with the state and other markets were identified, and factors of the internal and external macro- and microenvironments that affect the efficiency of the university were also identified: dependence of the university on the parameters of the input and output values of the subjects of the external macro- and microenvironment is described; a diagram of the university’s usage of the market objects potentials of educational services and external environment subjects is developed: a conceptual approach to the self-government of the university based on the assessment of its development potential is created.

About the Authors

T. .. Petrova
Сибирский государственный индустриальный университет
Russian Federation


T. .. Bobko
Сибирский государственный индустриальный университет
Russian Federation


References

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_14 4190/ (дата обращения: 10.07.2020).

2. Цыренов Д. Д. Систематизация общенаучных подходов к исследованию потенциала региональной экономики // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 178-186.

3. Чепелева Н. Н. Исследование подходов к оценке потенциала экономических систем // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2009. № 4(14). С. 80-85.

4. Шешукова Т. Г., Колесень Е. В. Совершенствование методики анализа экономического потенциала хозяйствующего субъекта: монография. Пермь, 2013. 196 с.

5. Афоничкин А. И., Колесник Е. Н. Моделирование и оценка маркетингового потенциала предприятия // Вестник Волж. унив. им. В. Н. Татищева. 2012. № 3 (26). С. 6-14.

6. Прижигалинская Т. Н., Терновский Д. С., Пьянкова М. Г. Методика количественной оценки потенциала развития организации с позиций ресурсно-затратного и результативного подходов // Вестник Белг. унив. кооп., экономики и права. 2016. № 1 (57). С. 9-15.

7. Паспорт национального проекта «Образование» - URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDk mBB.pdf (дата обращения: 18.06.2020).

8. Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://government.ru/projects/selection/741/35675/ (дата обращения: 25.06.2020).

9. Бобко Т. В., Петрова Т. В., Дубовик Ю. В. Трансформация образовательной деятельности в рамках национальных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2020. № 2. С. 159-169.

10. Milen A. An Overview of Existing Knowledge and Good Practice. Department of Health Service Provision, World Health Organization, Geneva; 2001. URL: http://www.unescobkk.org/fileadmin/user upload/aims/capacity building.pdf.

11. Hudson M. Managing at the Leading Edge: new Challenges in Managing Nonprofit Organizations. Jossey-Bass, San Francisco, CA, 2005.

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 05.07.2020).

13. Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160167/ (дата обращения: 05.07.2020).

14. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. URL: http://minobr.orb.ru/profobr/2013-637-f2.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

15. Бобко Т. В., Петрова Т. В. Анализ факторов, влияющих на достижение пороговых показателей мониторинга эффективности отраслевых вузов // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2016. № 17. С. 72-78.

16. Методология рейтинга вузов России - Проект 5-100. URL: https://5top100.ru/up-load/iblock/0b6/Metodologiya-reytinga-vuzov-Rossii-_-Ekspert-RA.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

17. Рябчук П. Г., Гнатышина Е. В., Евплова Е. В., Рябинина Е. В. Проблемные вопросы выработки универсального алгоритма оценки потенциала гуманитарно-педагогических вузов // Социум и власть. 2017. № 4 (66). С. 49-54.

18. Медушевский Н. А. Сравнительный анализ потенциала регионов Дальневосточного Федерального округа и оценка возможностей региональной системы высшего образования для инновационного развития территории // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8, № 1. С. 115-136.

19. Барсуков И. Е., Тырина Т. Г. Оценка совокупного потенциала вузов регионального подчинения Московской области // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2, № 1. С. 72-83.

20. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 20. 428 с.

21. Bobko T. V., Petrova T. V. A study of the systemic relationships of staff turnover in educational institutions with the development of intellectual capital in the regions // Proc. International Conference «Process Management and Scientific Developments» Birmingham, UK, 2020. P. 27.

22. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322 38 0/ (дата обращения: 18.06.2020).

23. Фрайс В. Э. Рейтинговый потенциал университетов как движущий аспект эффективности их финансирования // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2019. № 10. С. 12-20.

24. Отчет о реализации проекта НИ ТГУ «Поиск и привлечение абитуриентов с высоким потенциалом через социальную сеть», Томск, 2019. URL: https://innovector.tsu.ru/initiatives/page/1515/ (дата обращения: 18.06.2020).

25. Череповецкий государственный университет - опорный вуз Вологодской области. URL: https://www.chsu.ru/novosti-sotrudnicestva (дата обращения: 08.07.2020).

26. Конина О. В., Натенадзе Э. Д. Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование интрапренерской культуры вуза. // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, № 3.

27. Килинкаров В. В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России // Вестн. Санкт-Петербургского унив. Право. 2019. № 10 (2). С. 210-225.

28. Потенциал выпускников вузов, способность сотрудников к креативу, обязанности управленцев, эффективность sales-менеджеров: как измерить // Директор по персоналу. 2018. № 5. URL: https://e. hr-director.ru/645503 (дата обращения: 15.06.2020).

29. Казанцева Г. Г., Петрова Т. В., Рябцева Л. В., Заречнева И. М., Бобко Т. В., Затепякин О.А. Согласование спроса и предложения на рынке труда выпускников вуза // Фундаментальные исследования. 2017. № 7. С. 131-135.

30. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad obrazovanie Web.pdf (дата обращения: 15.06.2020).


Review

For citations:


Petrova T..., Bobko T... Conceptual approach to assessing the development potential of a university. The Herald of the Siberian State University of Telecommunications and Information Science. 2021;(1):60-77. (In Russ.) https://doi.org/10.55648/1998-6920-2021-15-1-60-77

Views: 198


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-6920 (Print)