Просмотр статьи


Номер журнала: 2021.4

Заголовок статьи: Развитие образовательной программы по прикладной математике и информатике в условиях формирования цифровой экономики

Резюме

В статье проведен анализ цифровой части компетентностной модели направления подготовки «Прикладная математика и информатика» разных уровней образования. На основе анализа требований работодателей выявлены наиболее востребованные ими компетенции и сформулированы компетенции цифровой экономики, необходимые выпускникам направления с учетом уровня образования. Представлены предложения по актуализации образовательного процесса по прикладной математике и информатике с учетом актуальных направлений развития цифровой экономики.

Авторы

А. Н. Полетайкин, Н. В. Кулешова, С. Г. Синица, Е. Ю. Кунц

Библиография

1. 44 % российских работодателей считают, что сотрудникам не хватает цифровых навыков: портал Computer News. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2021-08-11_44_rossijskih_rabotodatelej (дата обращения: 22.09.2021).
2. Winterbotham M., Vivian D., Kik G., Hewitt J. H., Tweddle M., Downing C., Thomson D., Morrice N., Stroud S. Employer skills survey 2017: Research report (London: UK Department for Education. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/employer-skills-survey-2017-uk-report (дата обращения: 30.09.2021).
3. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. Цифровая экономика: 2020: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 112 c.
4. The UK SOC classifies jobs on the basis of skill level and skill content: see https://www.ons.gov.uk/methodology/classificationsandstandards/standardoccupationalclassificationsoc [15 Feb. 2020]. (дата обращения: 30.09.2021).
5. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 11. С. 1055–1072.
6. Преподаватели высказали свое мнение о вынужденном переходе образовательного процесса в онлайн. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2603 (дата обращения: 16.09.2021).
7. Национальная программа «Цифровая экономика РФ»: официальный сайт Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций России // [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 22.09.2021).
8. Приказ Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. №41 Об утверждении методик расчета показателей Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // [Эл. ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/bd31fe31b5135c35e402b702c346f304/41_24012020.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
9. Полетайкин А. Н., Синица С. Г., Данилова Л. Ф., Черногорова И. В. Методика анализа соответствия образовательной программы состоянию рынка труда // Материалы международной научно-методической конференции «Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов, 28–29 января 2021 г., Томск. Ч. 1. С. 102–108.
10. HeadHunter API // [Электронный ресурс] URL: https://dev.hh.ru/ (дата обращения: 20.09.2021).
11. Абашева О. Ю., Амирова Э. Ф., Беляева С. В. и др. Цифровая экономика и сквозные цифровые технологии: современные вызовы и перспективы экономического, социального и культурного развития / под ред. Бондаренко И. А., Полетайкина А. Н. Самара: ООО НИЦ «ПНК», 2020. 297 с.
12. Кокорев Д. С., Юрин А. А. Цифровые двойники: понятие, типы и преимущества для бизнеса. НИЯУ «МИФИ», 2019. С. 101–104.
13. Самохвалова А. А., Цынгуева В. В. Особенности профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода // Мат. науч.-метод. интернет-конф. «Технологии в образовании», 20–25 апреля 2016 г., Новосибирск. С. 203–209.
14. Кулешова Н. В., Полетайкин А. Н. Методика разработки индикаторов достижения профессиональных компетенций и построения дескрипторной модели компетенций // Мат. LX межвуз. НМК «Качество высшего и среднего профессионального образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения», 25 апреля 2019 г., СибГУТИ, C. 112–118.

Дополнительна информация

Работа выполнена при финансовой поддержке Фонда прикладных научных исследований СибГУТИ

Ключевые слова

профессиональная подготовка, цифровая экономика, цифровые компетенции, требования работодателей, контроль сформированности компетенций.

Скачать полный текст