Просмотр статьи


Номер журнала: 2014.3

Заголовок статьи: Синергетическая парадигма управления и диагностики учебной деятельности

Резюме

В рамках синергетической парадигмы рассмотрена двухконтурная система управления и диагностики процесса самоорганизации учебной деятельности обучающихся решению задач. Выявлены стратегические и оперативные управляющие воздействия, инициирующие неустойчивые состояние учебной деятельности обучающихся. Показано, что бифуркации есть следствие стратегического управления, нарушающего баланс между внешней и внутренней информацией. Установлено, что бифуркации приводят к генерации информации обучающимся и как следствие этого к самоорганизации учебной деятельности.

Авторы

П.П. Дьячук, В.С. Канев, В.С. Кудрявцев

Библиография

1. Воробьёва Н.П., Ореховский А.И. Моральные ценности, сознание и общение в парадигме современного образования // Вестник СибГУТИ. 2009. № 2 . с.70-77.
2. Серых В.И., Гребцова Л.В., Чернышевская Е.И. Модели измерений уровня подготовленности студентов // Вестник СибГУТИ.2011. № 3. с.35-44.
3. Пак Н.И. О концепции информационного подхода в обучении // Вестник КГПУ
им. В.П. Астафьева, 2011. №1 с.91-97.
4. Доррер А.Г. Моделирование и разработка интерактивных обучающих систем с адаптацией // Диссер. канд. техн. наук., Красноярск. 2005. с.159.
5. Дьячук П.П. Моделирование учебной деятельности марковскими цепями на примере конструирования пространственных объектов // Системы управления и информационные технологии. 2010. Т. 39. № 1.2. с.229-233.
6. Кудрявцев В.В., Вашик К., Строгалов А.С., Алисейчик П.А., Перетрухин В.В. Об автоматном моделировании процесса обучения // Дискретная математика Т.8. № 4. М.:1996. C. 3-10.
7. Юрков Н.К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы//моногр.-Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. – 304 с.
8. Усачёв А.В. Нейросетевая мультилингвистическая система адаптивного обучения терминологической лексике // Дисс. канд техн. наук. Красноярск 2005. с.158.
9. Мазурак Т.Л. Интеллектуальные средства автоматизации управления обучением // Образовательные технологии и общество (Educational Technology &Society). 2012. T.15. №3. с.502-521.
10. Кравец О.Я. Управление в образовательных системах: проблемы и решения // Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 7. с.19-26.
11. Беляев Р.В., Кравец О.Я. Автоматизация адаптивного управления траекториями обуче-ния // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т.7. №.7. с.109-114.
12. Буданов В.Г. Синергетическая методология в постнеклассической науке и образовании // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М., Прогресс-Традиция, 2007. с.174-211.
13. Касаткина А.А. Компетентностные модели как системный ресурс повышения качества инновационных образовательных программ // Вестник СИбГУТИ. 2010. № 1. с.77-84.
14. Стёпин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. №3, с.5-17.
15. Логиновский О.В., Козлов А.С. Модель управления социально-экономической системой с двойной петлей обратной связи // Вестник ЮУрГУ, № 3, 2012. с.72-80.
16. Рей У. Методы управления технологическими процессами: пер. с англ. / У. Рей. – М.: Мир, 1983. – 368 с.
17. Бесекерский В.А. Теория систем автоматического управления // В.А. Бесекерский,
Е.П. Попов. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 752 с.
18. Растригин Л.А. Адаптация сложных систем (методы и приложения) Рига. 1981. – 375 с.
19. Новиков Д.А. Закономерности итеративного научения.- М.: Институт проблем управления РАН, 1998.- 77 с.
20. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 174 с.
21. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. 6-е изд. СПб.: Питер, 2004. 474 с.
22. Дьячук П.П., Кудрявцев В.С., Шадрин И.В. Метод актиограмм в системах управления и диагностики деятельности человека // Материалы 5-й международной конференции «Системный анализ и информационные технологии». Красноярск. 2013. Т.1 с. 212-217.
23. Дьячук П.П., Дроздова Л.Н., Шадрин И.В. Система автоматического управления учебной деятельностью и её диагностики // Информационно-управляющие системы. 2010. №5.
с.63-69.
24. Хокинс Джефф, Блейксли Сандра. Об интеллекте: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 240 с.

Ключевые слова

синергетика, самоорганизация, учебная деятельность, бифуркация, адаптация, управление, неустойчивость, структура.

Скачать полный текст