Просмотр статьи


Номер журнала: 2019.4

Заголовок статьи: Новая математическая модель риск-менеджмента образовательной деятельности вуза

Резюме

В статье предлагается оригинальный математический подход к решению актуальной задачи риск-менеджмента в отношении образовательной деятельности вуза в части обеспечения её качества. В качестве базового метода управления рисками применяется рисковый термометр, идентифицирующий рисковый фон образовательного процесса. Оценивание рисков осуществляется посредством нечёткой композиции полученных температурных данных с нечётким отношением соответствия рисков их ключевым индикаторам. Для построения функции принадлежности рисковой температуры с оптимальными параметрами применяется метод нечёткой кластеризации. По результатам экспертизы на основе температурных данных сформирован оптимальный комплекс мероприятий развития образовательной организации.

Авторы

Ю. В. Шевцова, В. С. Канев, А. Н. Полетайкин, Н. В. Кулешова

Библиография

1. Игнатова О. А, Ситников С. Г., Канев В. С. Управление стратегическими рисками развития вуза в нестабильной среде функционирования // Интеграция образования и науки в современном университете: перспективы, проблемы, решения: сб. тез. докл. LI науч.-метод. конф. СибГУТИ, Новосибирск, 2010.
2. Ильина Т. С., Баранова А. И., Канев В. С. Управление рисками оценивания образова-тельных компетенций в высших учебных заведениях // Вестник СибГУТИ. 2017. № 1.
С. 3–11.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата).
М: Министерство образования и науки РФ, 2017. 20 с.
4. Вяткин В. Н., Гамза В. А. Управление рисками фирмы: программа интегративного риск-менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2006. 400 с.
5. Методические рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ. М: ФГБУ «Росаккредагентство», 2015. 164 с.
6. Катилова Н. В., Энгел С. Практика ключевых индикаторов для операционных рисков // Управление финансовыми рисками. 2006. № 2. С. 190–204.
7. Полетайкин А. Н., Ильина Т. С. Нечёткий подход к оцениванию личностных качеств обучающихся вуза // ИТ-портал. 2016. № 4 (12). URL: http://itportal.ru/science/tech/nechetkiy-podkhod-k-otsenivaniyu-li/ (дата обращения: 25.05.2019)
8. Штовба С. Д. Введение в теорию нечётких множеств и нечёткую логику [Электронный ресурс]. URL: http://matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book1/index.php (дата обращения: 25.05.2019).

Ключевые слова

риск-менеджмент, ключевые индикаторы риска, рисковый термометр, температурные данные, нечёткая кластеризация, нечёткая композиция, мероприятия развития образовательной организации, минимизация рисков

Скачать полный текст